Посольство Российской Федерации в Турецкой Республике
Тел.: +90-312-439-21-83 ( с 9:00 до 12:00 )
Тел.: +90-312-441-83-60 (Протокол)
/

Законодательство о свободных экономических зонах в Турции

Вопросы создания и деятельности в Турции свободных экономических зон (СЭЗ) регулируется Законом № 3218 от 6 июня 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями. Указанные зоны определяются как  специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно - импортные  и валютные операции, на территории  свободных зон, не действуют. В СЭЗ нет процедурных ограничений относительно цен, стандартов и качества товаров, предусмотренных турецким законодательством: любые решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля за ними, обязательные на всей территории Турции, на территории СЭЗ не применяются.

Местонахождение и границы СЭЗ устанавливаются Советом Министров Турции. Выдача лицензий на право предпринимательской деятельности в СЭЗ также находится в ведении Совета Министров.

Местные и иностранные физические или юридические лица осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой Главным управлением по вопросам СЭЗ, входящим в структуру Ведомства внешней торговли аппарата премьер-министра Турции. Все другие разрешения- об аренде земли, строительстве и использовании недвижимости, монтажных работах и др.- выдаются местными органами управления.

В отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом, если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ.

В СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, котируемой Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей в турецких лирах.

Что касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то Министерство финансов уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции независимо от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.

В этой связи необходимо отметить принятие 06 февраля 2004 г. Закона № 5084 о поощрении инвестиций и занятости, которым предусмотрено, что лица, осуществляющие деятельность в свободных экономических зонах являются субъектом налогообложения на следующих условиях:

Физические и юридические лица, получившие лицензии на предпринимательскую деятельность до 6 февраля 2004 г. (дата вступления в силу Закона № 5084) продолжают пользоваться освобождением от уплаты корпоративного и подоходного налогов на срок действия указанной лицензии, а также освобождаются до 2009 г. от уплаты налога на зарплату их работников. Они также освобождаются от всех других налогов и сборов – до 2009 г.

Доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, которые получили лицензию 06.02.2004 и позже, не подлежат обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.

С принятием в 1985 году Закона о СЭЗ в Турции созданы и действуют более 20 СЭЗ. В СЭЗ ведутся и поощряются такие виды предпринимательской деятельности как производство, хранение, упаковка, торговля, банковское дело, страхование и др. СЭЗ располагают помещениями для офисов, мастерскими, складами, сдаваемыми инвесторам на льготных условиях.

В соответствии с Законом прибыль и доходы могут без ограничений переводиться в любые страны, включая Турцию.

Срок действия лицензии на предпринимательскую деятельность  максимум 10 лет для предпринимателей – арендаторов и 20 лет для тех, кто приобретает офисные и рабочие помещения в собственность. Если лицензия предусматривает осуществление производственной деятельности, то ее срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.

Товары могут оставаться в СЭЗ без ограничений во времени.

Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению иностранного и местного капитала при осуществлении инвестиций в СЭЗ;

Географическое положение Турции способствует успешному развитию СЭЗ, которые находятся в основных турецких портах Средиземного, Эгейского и Черного морей и международных аэропортах.

С тех пор как СЭЗ являются частью общей с Европейским союзом таможенной территории, товары, производимые в СЭЗ, и находящиеся в свободном обращении могут поставляются в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные в третьих странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом.

Лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в СЭЗ выдаются Генеральным управлением СЭЗ Ведомства внешней торговли.

В заявлении на получение лицензии должна быть представлена информация о заявителе и те операции, которые он желал бы осуществлять в СЭЗ;

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

образец подписи и документ, удостоверяющий личность для физического лица и соответственно образец подписи и доверенность на представителя фирмы;

выписка из газеты Торгового Регистра, содержащая информацию о создании фирмы (для иностранных фирм страна регистрации);

выписка из торгового реестра;

копия баланса фирмы за последние три года;

квитанция об оплате сбора за право работы с СЭЗ, полученная из Центрального банка Турции;

документ, отражающий инвестиции в Турецкую экономику за последние три года (если они имели место).

Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Турции и зарегистрированные в газете Торгового регистра должны осуществлять свою деятельность в СЭЗ в соответствующих офисах, арендованных или сооруженных.

Компании, работающие в СЭЗ должны быть зарегистрированы помимо газеты Торгового Регистра, также в соответствующей Торговой/Торгово-промышленной палате.

Иностранные юридические лица для осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ должны представлять в Главное управление по вопросам СЭЗ Ведомства внешней торговли следующие документы:

а) Документ о регистрации компании;

б) Документ о деятельности компании за предыдущий год, включая балансовый отчет.

Иностранные физические лица должны представить:

копию паспорта;

детальное описание коммерческой деятельности.

Как физические, так и юридические лица должны подтвердить, что необходимый капитал для работы в соответствующей области переведен в Турцию.

Заявление.

Каталоги, буклеты оборудования, машин и др. товаров, которые предполагается импортировать.

Доверенность, выданная компанией тому лицу, которое будет выполнять все формальности.

После рассмотрения и одобрения заявки на получение лицензии на право предпринимательской деятельности в СЭЗ необходимо заключить контракт с администрацией зоны об аренде помещения или участка земли на территории зоны. После направления копии  соответствующего контракта в Главное управление по вопросам СЭЗ этот орган выдает соответствующую лицензию и «Разрешение на строительство» или «Разрешение на освоение помещения».Фирмам. которым  по каким-либо причинам отказано в получении лицензии, возвращается регистрационный сбор.