24 марта / 2018
•
Выступление посла России в Турции А.В.Ерхова на международном круглом столе в Стамбуле «Диалог культур – наследие Чингиза Айтматова»
Для меня большая честь выступить сегодня на «Айтматовских чтениях» в присутствии уважаемых старших коллег, ученых и профессиональных литераторов. К сожалению, судьба не подарила мне личных встреч с Чингизом Торекуловичем на «дипломатических перекрестках» - хотя, конечно, я слышал о нем от коллег, причем, только хорошее. И это с учетом того, что 90-е годы прошлого века были, откровенно говоря, не лучшим временем для дипломатии – и советской, и российской, и, смею предположить, киргизской. Это был период смуты, «замятни», крушения авторитетов и, что намного важней, идеалов, принципов и морально-нравственных ценностей. В этой обстановке все вели себя по-разному, и если о человеке в этот непростой период говорят хорошо – это, поверьте, что-то значит.<br />
<br />
Я не хочу и не буду вдаваться в литературоведческие тонкости. Да и, честно говоря, не умею. Я просто хотел бы поделиться некоторыми мыслями, которые у меня вызывает жизнь, творчество и гражданская деятельность Чингиза Торекуловича Айтматова - Человека, Писателя, Дипломата (все с большой буквы).<br />
<br />
Если бы меня вдруг попросили сформулировать некое понимание Чингиза Торекуловича Айтматова на уровне лозунга (типа «Лев Толстой как зеркало русской революции»), я бы сказал так: этот человек, этот писатель (несмотря на то, что дипломат) был символом не человеческой комедии, как у Данте, но человеческой трагедии XX века. Он, не особенно заморачиваясь по поводу стилистических красивостей, последовательно и тонко, как звеняще натянутая струна, нес нам свое понимание и свое восприятие высочайшей трагедии и высочайшей ценности человеческой жизни и человеческой смерти.<br />
<br />
Еще бы - он знал о всем этом не понаслышке. «Железный» XX век «приложился» к нему всей своей тяжестью: Торекул Айтматов был, как известно, расстрелян в 1938 г., и его сыну пришлось полностью ощутить, что такое «ЧСИР». И, наверное, во многом именно отсюда трагический надрыв, сопровождающий практически все его литературные шедевры, именно отсюда - неприятные, а порой и откровенно страшные картины, которые рисовал нам лишенный розовых очков мастер. Торжествует Оразкул, заставив деда Момуна застрелить мать-олениху – и нога мальчика безвозвратно ступает в воду Иссык-Куля. Строчит донос на Абдулатипа Куттыбаева очередной манкурт – и он исчезает из жизни своихблизких, а Жоломан безжалостно поражает стрелой свою мать Найман-Ата . И сбрасывают «гонцы» за анашой с поезда неуклюжего правдоискателя (а, может быть, богоискателя?) Авдия Каллистратова, а охотники за сайгаками - и вовсе распинают его.<br />
<br />
Да, все это - XX век во всей своей мерзости, во всей человеческой подлости и жесткости. И, кстати, далеко не случайно, у Ч.Т.Айтматова, закончившего сельхозинститут, носителями добра и положительною начала зачастую служат не люди, а животные - и уже упомянутая добрая и дарящая жизнь мать-олениха , и буланый конь Танабая Гульсары, и волки Акбара и Ташчайнар. И - как вершина - Каранар, сильный, буйный и неукротимый.<br />
<br />
Но, наверно, великий писатель XX века не был бы великим писателем, если бы высокий трагизм в его творчестве не сочетался бы с негромким, но непоколебимым гимном во славу настоящего человека - человека труда, человека принципов, человека воли. И вот поднимает и несет Данияр семипудовый груз - несмотря ни на что, и еще поет после этого - и уходит с ним Джамиля. И учит детей добру первый учитель Дюйшен. И укрощает Едигей Каранара , и оба они становятся символом непрекращающейся и непреодолимой воли к жизни, и силы духа, и служения людям. В этом - вся правда лютого, жестокого, но при этом неповторимо прекрасного XX века. И не только XX-го - и сейчас поезда идут с востока на запад и с запада на восток.<br />
<br />
Вот обо всем об этом, о вечных ценностях, вспоминаешь, когда думаешь о творчестве Чингиза Торекуловича в современном, так сказать, преломлении. За горизонтом – опять зарево. Опять где-то убивают мужчин, женщин и детей, а где-то планируют убить их еще больше и извлечь из этого солидные материальные дивиденды. Опять востребованы ложь, клевета и обман – посмотрите, например, как шельмуют Россию за никем не доказанные грехи – за допинг в спорте, за попытку убийства отщепенца в Лондоне и т.д. Кстати, те же люди обвиняют и Турцию – за Африн, за права человека и за многое другое. Черное делают белым, белое – черным. А за всем этим, как обычно, меркантильные интересы тех или иных держав, групп и лиц.<br />
<br />
И чтобы противостоять всему этому, нам всем сейчас нужны лучшие качества героев Айтматова – чистая совесть Авдия Каллистратова, сила и стойкость Данияра , честность двужильного Едигея, способного вынести на своих плечах все беды и проблемы своей родины.<br />
<br />
Если все это у нас будет – вместе справимся и с Оразкулами, и с Обер-Кандаловыми, и разными манкуртами.
<br />
Я не хочу и не буду вдаваться в литературоведческие тонкости. Да и, честно говоря, не умею. Я просто хотел бы поделиться некоторыми мыслями, которые у меня вызывает жизнь, творчество и гражданская деятельность Чингиза Торекуловича Айтматова - Человека, Писателя, Дипломата (все с большой буквы).<br />
<br />
Если бы меня вдруг попросили сформулировать некое понимание Чингиза Торекуловича Айтматова на уровне лозунга (типа «Лев Толстой как зеркало русской революции»), я бы сказал так: этот человек, этот писатель (несмотря на то, что дипломат) был символом не человеческой комедии, как у Данте, но человеческой трагедии XX века. Он, не особенно заморачиваясь по поводу стилистических красивостей, последовательно и тонко, как звеняще натянутая струна, нес нам свое понимание и свое восприятие высочайшей трагедии и высочайшей ценности человеческой жизни и человеческой смерти.<br />
<br />
Еще бы - он знал о всем этом не понаслышке. «Железный» XX век «приложился» к нему всей своей тяжестью: Торекул Айтматов был, как известно, расстрелян в 1938 г., и его сыну пришлось полностью ощутить, что такое «ЧСИР». И, наверное, во многом именно отсюда трагический надрыв, сопровождающий практически все его литературные шедевры, именно отсюда - неприятные, а порой и откровенно страшные картины, которые рисовал нам лишенный розовых очков мастер. Торжествует Оразкул, заставив деда Момуна застрелить мать-олениху – и нога мальчика безвозвратно ступает в воду Иссык-Куля. Строчит донос на Абдулатипа Куттыбаева очередной манкурт – и он исчезает из жизни своихблизких, а Жоломан безжалостно поражает стрелой свою мать Найман-Ата . И сбрасывают «гонцы» за анашой с поезда неуклюжего правдоискателя (а, может быть, богоискателя?) Авдия Каллистратова, а охотники за сайгаками - и вовсе распинают его.<br />
<br />
Да, все это - XX век во всей своей мерзости, во всей человеческой подлости и жесткости. И, кстати, далеко не случайно, у Ч.Т.Айтматова, закончившего сельхозинститут, носителями добра и положительною начала зачастую служат не люди, а животные - и уже упомянутая добрая и дарящая жизнь мать-олениха , и буланый конь Танабая Гульсары, и волки Акбара и Ташчайнар. И - как вершина - Каранар, сильный, буйный и неукротимый.<br />
<br />
Но, наверно, великий писатель XX века не был бы великим писателем, если бы высокий трагизм в его творчестве не сочетался бы с негромким, но непоколебимым гимном во славу настоящего человека - человека труда, человека принципов, человека воли. И вот поднимает и несет Данияр семипудовый груз - несмотря ни на что, и еще поет после этого - и уходит с ним Джамиля. И учит детей добру первый учитель Дюйшен. И укрощает Едигей Каранара , и оба они становятся символом непрекращающейся и непреодолимой воли к жизни, и силы духа, и служения людям. В этом - вся правда лютого, жестокого, но при этом неповторимо прекрасного XX века. И не только XX-го - и сейчас поезда идут с востока на запад и с запада на восток.<br />
<br />
Вот обо всем об этом, о вечных ценностях, вспоминаешь, когда думаешь о творчестве Чингиза Торекуловича в современном, так сказать, преломлении. За горизонтом – опять зарево. Опять где-то убивают мужчин, женщин и детей, а где-то планируют убить их еще больше и извлечь из этого солидные материальные дивиденды. Опять востребованы ложь, клевета и обман – посмотрите, например, как шельмуют Россию за никем не доказанные грехи – за допинг в спорте, за попытку убийства отщепенца в Лондоне и т.д. Кстати, те же люди обвиняют и Турцию – за Африн, за права человека и за многое другое. Черное делают белым, белое – черным. А за всем этим, как обычно, меркантильные интересы тех или иных держав, групп и лиц.<br />
<br />
И чтобы противостоять всему этому, нам всем сейчас нужны лучшие качества героев Айтматова – чистая совесть Авдия Каллистратова, сила и стойкость Данияра , честность двужильного Едигея, способного вынести на своих плечах все беды и проблемы своей родины.<br />
<br />
Если все это у нас будет – вместе справимся и с Оразкулами, и с Обер-Кандаловыми, и разными манкуртами.