Посол России А.В.Ерхов дал интервью информагентству ТАСС
03.06.2020
3 июня, в годовщину 100-летия установления российско-турецких отношений, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции А.В.Ерхов дал интервью информагентству ТАСС.
Вопрос: 3 июня исполняется 100 лет со дня установления дипотношений между Россией и Турцией. Почему именно эта дата является столь значимой для двустороннего диалога, что произошло 100 лет назад?
Ответ: Действительно, сегодня мы отмечаем 100-летие российско-турецких дипломатических отношений. Что мы принимаем за точку отсчета? Если кратко, история развивалась следующим образом. Спустя всего три дня после открытия турецкого парламента – Великого Национального Собрания Турции 26 апреля 2020 года основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк обратился с официальным письмом к правительству Советской России с предложением об установлении дипломатических отношений и просьбой об оказании Турции помощи в национально-освободительной борьбе.
Весна 1920 года была крайне непростым периодом и для Советской России, на территории которой шла Гражданская война и борьба с иностранными интервентами, письмо Мустафы Кемаля было доставлено в Москву лишь 1 июня 1920 г. Уже 3 июня 2020 г. народный комиссар иностранных дел Г.В. Чичерин отправил ответное послание лидеру Турции. Советское правительство предложило немедленно учредить дипломатические и консульские представительства в двух странах. В тексте, в частности, говорилось: «Советское правительство с живым интересом следит за героической борьбой, которую ведёт турецкий народ за свою независимость, и в эти дни, тяжёлые для Турции, оно счастливо заложить первый камень прочной дружбы, которая должна связать турецкий и русский народы». Этот документ фактически означал признание «новой власти» Турции в лице ВНСТ, он был встречен с воодушевлением, а его текст опубликован в местных газетах. Дату отправки ответного послания и принято брать за основу. Тогда же началась работа по юридическому оформлению взаимоотношений двух стран, а 7 ноября 1920 года состоялась церемония открытия советского посольства – на тот момент единственного иностранного дипломатического представительства в Турции.
Хорошо известен вклад Советской России в борьбу турецкого народа за независимость. В течение 1920-22 гг. турецкой армии было безвозмездно поставлено значительное количество оружия, боеприпасов, военной техники, золота. В то же время Турция, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, находила возможности для поставок зерна в южные регионы России. Таким образом, руководство и народы двух стран в те трудные годы протянули друг другу руку помощи.
Вопрос: Запланированы ли какие-нибудь мероприятия в связи со столь важной датой?
Ответ: Готовясь к этому юбилею, мы изначально задумывали организовать в июне этого года гастроли Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им.А.В.Александрова. Этот коллектив здесь действительно чрезвычайно популярен, билеты на его концерты разлетаются, а местная публика традиционно встречает «александровцев» полными залами и длительными овациями. Но коронавирусная пандемия, как говорится, спутала наши планы.
Теперь мы переносим празднование в интернет-пространство, Посольство выложило на своих электронных ресурсах историческую фотовыставку, отражающую становление и ход развития нашего сотрудничества на протяжении этих 100 лет с выходом на современность. Мы также представили вниманию публики исторические документальные фильмы, запечатлевшие важные вехи двустороннего взаимодействия. Наши дипломаты в режиме видеоконференций проводят лекции для местных студентов, рассказывая об истории отношений и важности укрепления нашего диалога сегодня.
Вопрос: Вы затронули проблему пандемии, скажите, пожалуйста, как она повлияла на развитие двусторонних связей?
Ответ: Несмотря на то, что нашими странами, как и многими другими, были введены ограничения на передвижения, двусторонний диалог продолжается. За последний период состоялся ряд телефонных разговоров лидеров наших стран – Президента В.В.Путина и Президента Турции Р.Т.Эрдогана. Работа активно ведется по линии профильных министерств и ведомств. Регулярно контактируют наши министры иностранных дел. Две недели назад состоялась видеоконференция между сопредседателями российско-турецкой Межправительственной комиссии А.В.Новаком и Р.Пекджан, в ходе которой стороны подробно обсудили актуальные текущие вопросы торгово-экономического сотрудничества. Ведется обмен опытом и между ведомствами, находящимися в наших странах «на передовой» по борьбе с пандемией. В ходе последних контактов руководителя Роспотребнадзора А.Поповой с турецкой коллегой стороны достигли договоренности о проведений консультаций между российскими и турецкими экспертами, в т.ч. по вопросу создания вакцины против Covid-19. Словом, жизнь продолжается.
Вопрос: Турецкие власти рассчитывают на приезд российских туристов в этом году. Главы МИД и Минкульта республики сообщили, что они ведут активные переговоры с коллегами из РФ. На Ваш взгляд, можно ли ожидать возобновления туристического потока с учетом последних заявлений председателя Правительства РФ М.В.Мишустина? И к чему нужно готовиться нашим гражданам, если Москва и Анкара сочтут возможным возобновить авиасообщение?
Ответ: Вы правильно отметили: турецкая сторона сейчас действительно самым активным образом готовится к возобновлению приема туристов, разрабатываются детальные меры по безопасному отдыху в эпоху новой коронавирусной инфекции. Это и понятно, ведь туризм является важным источником дохода турецкой экономики.
Что касается российской стороны, то мы, конечно, в принципиальном плане выступаем за развитие сотрудничества с Турцией, в т.ч. в сфере туризма. Конечно, при этом мы исходим из того, что безусловным приоритетом есть и будут безопасность и здоровье россиян. Как следует из документа, подготовленного Министерством иностранных дел России, отдых в Турции станет возможным после завершения санитарно-эпидемиологической сертификации туристических объектов. Все определит, как представляется, дальнейшее развитие ситуации как в Турции, так и у нас в стране – ведь в данной области многое зависит не только от способности стран-реципиентов принять туристов из-за рубежа, но и от реальной возможности направить их.